JANUBIY O‘ZBEKISTON ZIYORATGOHLARINING TARIXSHUNOSLIK TAHLILI

Djuraeva Sanabar Nurmatovna, tarix fanlari doktori. O‘zbekiston Milliy universiteti professori.

Авторы

  • Djuraeva Sanabar Nurmatovna TerDU

Ключевые слова:

shahar, alloma, ziyoratgoh, qadamjo, manba, qo‘lyozma, adabiyot, tasavvuf, marosim, urf-odat, ibodat, kult.

Аннотация

Maqolada Markaziy Osiyoda ziyorat masalasi, uning diniy ibodat ekanligi, islom dini va unda ibodatning turlari sifatida haj hamda musulmonlar orasida qabr ziyorati amali hamda buyuk allomalar ijodiy merosi, islom dini ta’limotida muhim o‘rin tutgan shaxslar, avliyo pir darajasidagi ulamolar ta’limoti, qabr ziyorati masalasida sovet yillarida bildirilgan munosabatlar, o‘sha davr adabiyotlari orqali o‘rganilgan. Shu bilan birga, ziyorat u bilan bog‘liq marosimlar, urf-odatlar, diniy e’tiqod ildizlari mustaqillik davri adabiyotlarida, xorij tadqiqotlari orqali chuqur tahlil qilingan.

Библиографические ссылки

Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии.-Ростов-на-Дону; Феникс, 1996. -672с.

Бўриев О.Хожа Алоуддин Аттор.-Тошкент: Маънавият, 1994. -23 б.

Бартольд В.В.Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Сочинения в 9 томах, т 1,-Москва, 1963.

Валиханов Ч. Ч. Сочинения в 5 томах, Т. 1-5.-Алма-Ата, 1985

Веселовский Н. Памятник ХоджаАхрара вСамарканде. Восточные заметки.-Спб, 1895.

Литвинов. В. П. Мусульманское паломничество в царской Росии: историко- антропологический аспект: напримере Туркестана 1865-1917гг. Дисс. канд. ист. наук.- Москва, 2007.-26 с.

Мавлютов Р. Р. Ислам. Изд. 2-е.-М., Политиздат, 1974.-С. 100-110.

Муродов О. Шоманский обрядовый фольклор у таджиков средней части дошны Зерафщана //Домусульманские верования и обряды в Средней Азии.-М;: Наука, 1975.

Толстов Л. С. Отголоски массагето-аларского субстрага в фольклоре тюркоязычных народов Хорезмского оазиса //Эгнографии и археология Средней Азии.-М., 1979.

Абрамзон С. М. Претметы культа казахов, киргизов и каракалпаков //Материальная культура ихозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана.-Л.: Наука, 1978.

Азадаев Ф. Ташкент во второй половинеXlX века. Очерки социально-экономической и политической истории.-Ташкент, 1959;Алескеров Ю. Самарканд. Страницы истории.- Ташкент, 1967; Соколов Ю. А. Ташкент, ташкентцы иРоссия.-Ташкент, 1965.

Сухарева О. А. Бухара XlX-начало XX в.( Позднефеодальный город и его население).-Москва, Наука. 1966.-328 с.; Кармышева Б. Х. О.Мусульманском духовенстве в сельских районах Бухараского ханства в конче XlX-начале XX века //Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Средном Востоке в периодфеодализма.-М.: Наука, 1985.

Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма.- Москва, 1969; Снесарев Г. П. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии.-Москва, 1983.

Басилов В. Н. Культ святых в исламе.-Москва, 1970;Басилов В. Н., Снесарев Г.

П. Введение // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. Историко- этнографические очерки.-Москва, 1986.-С. 3-5.

Этнографические изучение быта и культуры узбеков. Ред. Х. Зияев и Б. В. Лунин.- Тошкент: Фан, 1972.-161 с. 16.Бартольд В.В. Географический очерк Мавераннахра. Соч., Т.1.- Москва, 1963. С. 187-197.

Бартольд В.В. Соч.том 1, M., 1960. С. 188-196.

Зимин Л.А. Нахшеб, Несеф, Карши. Их нетория и древности В. В. Бартольду. Туркестанские друзья, ученике и почитатели. Ташкент, 1927. - С. 127.

Кабанов С. К.Описание архитектурных памятников низовьев реки Кашка-Дарьи.- Ташкент,1947.-С. 16; Кабанов С.К. Археологические разведки в верхней части долины Кашкадарьи. Труды института истории и археологии. Вып. 7.-Ташкент, 1955.- C. 77-114.

Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана.-Ташкент, государственное издательство художественной литературы Узбекистана, 1958. 292 с.; Пугаченкова Г.А. Термез, Шахрисабз, Хина. М.: Издательство, Искусство, 1976.-208 с.

Маньковская Л. Ю. Архитектурные памятники Кашкадарьи.-Тошкент: Узбекистан, 1971.-56 с.

Массон М. Е., Пугаченкова Г. А. Шахрисабз приТемуре и Улугбеке // Труды САГУ,вып. LXIX,-Ташкент, 1953.-С.32. 23.Абдурасулов Р. Р., Ремпель Л. И. Неизвестные памятники архитектуры бассейна Кашкадарьи. ИЗУ (Искусство зодчих Узбекистана). Вып.1.-Ташкент, 1962.-С.30.

Массон М.Ε.Столичные города в области низовьев Кашкадарьи с древнейших времен (Из работ Кешской археолого-топографической экспедиции ТашГУ (1963- 1967гг.). Ташкент, 1973. С.61.

Лунина С. Б. Города Южного Согда Ташкент, 1984.-С. 14-26.

Усманова З.И. Историческая топография Шахрисабза в свете новых данных. Архпология Средней Азии // Сборник научных трудов ТашГУ, №533.- Ташкент, 1977.; Археологическое изучение Шахрисабза. Средневековая городская культура Казахстана и Средней Азии.(Материалы Всесоюзного совещания 13-15 мая 1981.)-Алма-Ата,1983. 27.Крашининникова Н. И. Маршрутное обследование Китабского района. АО1976.-М., 1977. Работы вКитабском и Шахрисабском районах. АО1981 г.-М., 1983.

Камалиддинов Ш. С. Историческая география Южнога Согда в Тохаристана Арабоязычным источникам ІХ- начала XIII вв. Ташкент, 1996. - С.36.

Массон М.Е. Городища старога Термеза и их изучение. Труды Уз ФАН СССР, сер. 1 вып.2.Ташкент, 1940. C. 113-126. 30.Пугаченкова Г.А. Памятники искусства Советского Союза: Среднеяя Азия.- М.: Элесиан Лейпцик, 1983. - С. 256. 31.Ремпель Л. И. Народная архитектура предгорной зоны Юга Узбекистана // Искусство зодчих Узбекистана. Вып. 4., 1969.С156-191.

Ртвеладзе Э.В. К периодизации раннесредневек ового Чаганиана. Раннесредне вековая культура Средней Азии и Казахстана. Тез. докл. конф. Душанбе, 1977. С. 114- 119.; Ртвеладзе Л.Л., Ртвеладзе Э.В. Мусульманские святыни Узбекистана. Ташкент, 2020. - 144 с.

Аршавская В.А, Ртвеладзе Э.В, Ҳакимов 3. А. Средневековые памятника Сурхандарьи. - Тошкент: Издательство литературы и искусство им. Г. Гуляма, 1982. С. 105-108.

Bennigsen A (co-authorship Lemercier-Quelquejay Ch). Islam in the Soviet Union. - New York: Praeger, 1967.- 272 p.; Bennisgen A., Wimbush S.E. Muslim National Communism in the Soviet Union. A Revolutionary Strategy for the Colonial World. The University of Chicago Press, 1979.-267 р.

Wheeler G. Russia and Islam: new trends in soviet policy // Central Asian Review. - Oxford, 1956. Vol. 4. № 1. - P. 1-3.; Wheeler G. The modern history of Soviet Central Asia. - New York: Frederich A. Praeger, 1964; Wheeler G. The Russian Presence in Central Asia // Canadian Slavonic Papers. - Carleton University, 1975. Vol. 17. № 2-3. - P. 189-217.

Kolarz W. Islam in the Soviet Union, 1917-1960. -Karachi-Dacca, 1960. -72 p.; Kolarz W. Religion in the Soviet Union. - New York: St. Martin’ Press, 1961. -518 р.; Kolarz W. Russia and her colonies. - Hamden, Conn: Archon Books, 1967.-334 р. 37.Wimbush S.E. The politics of identity change in soviet central Asia // Central Asian survey. - London, 1984. - Vol. 3. № 3. P. 69-78.; Wimbush S.E. The Soviet Muslim Borderlands / The Last Empire. Nationality and the Soviet Future. Edited by Robert Conquest. - California: Hoover Institution Press, 1986. - P. 218-234.

Olcott M.B. Soviet Islam and world Revolution // World Politics. - 1982. Vol. 34. № 4. - Р. 487-504; Olcott M.B. Women and Society in Central Asia // Soviet Central Asia. The Failed Transformation. Edited by William Fiermar - Boulder: Westview Press, 1991.-P. 235-254.

Djuraeva N. Sanabar. Cultural and Educational SignificanceofPilgrimageTourism Development in Uzbekistan //Central Asian journal of social sciences’ and history.Vol.04.Iss 04.April, 2023.-P. 174-179.Journal homepage: https://cajssh.centralasianstudies.org

Djuraeva S. The role of spiritual and material heritage of Surkhandarya region in the development of tourism // European Journal of Molecular & Clinical Medicine Volume 7, Issue 2, 2020. - P. 571-577.

Жўраева С. Ўзбекистоннинг жанубий ҳудудларидаги зиёратгохлар тарихи ва уларнинг маҳаллий аҳоли ҳаётида тутган ўрни. Монография. - Т «O’zkitob savdo nashriyot matbaa ijodiy uyi», 2021. -352 б.

Жўраева С.Сурхондарё вилояти зиёратгоҳлари тарихи. Монография. - Т «O’zkitob savdo nashriyot matbaa ijodiy uyi», 2021. -224 б.

Джураева С.Н. ва б. СУРХОНДАРЁ тарих саҳнасида. Монография. - Т «O’zkitob savdo nashriyot matbaa ijodiy uyi», 2022. -288 б.

Мирзо Ж.Термиз саййидлари.-Самарқанд-Термиз, 2001.-27 б.

Джаббаров И. Узбеки (Этнокультурные традиции, быт образ жизни)-Тошкент: Шарқ, 2007.-С. 209-210.

Аширов А. А. Еще раз о проблемах этнологии в Узбекистане //Этнографическое обозрение.-2006.№3.-С. 107-127 47.Раҳмонов Ф. Қашқадарё воҳаси аҳолисининг зироатчиликка оид урф-одат ва маросимлари (XlX асрнинг охири-XX аср бошлари).: Тарих фан. номзоди... дисс.- Тошкент, 2001.-146 б.

Чўтматов Ж. О. Vll-lX асрлар Термиз маънавий муҳити тарихи: анъаналар, тадриж ва янгиланиш. Тарих фан. фал. докт. (PhD)дисс.-Термиз, 2020.-193 б.

Азимов И. Архитектура Узбекистана XVlll-нач.XX вв.:Традиции и локальные особенности. Докт.дисс. Архитек. Наук.-Тошкент, 1999.-343 с.

Арапоов А.В., Булатов М. С., Тўйчиева Ю. Г. Забытый» язык» символов. Ак- Астана баба ///Мозийдан садо.-2000.№2/(14).-Б. 12.

Турсунов Б. Р. Из истории святыни Канибадамского оазиса (на материалах мазара Ходжа такровут).-Худжант: Ношир, 2007.-С. 34-35.

Абашин С.Н. Ислам и культ святых в Средней Азии // Этнографическое обозрение.- 2001.№2.-С. 128-131.Абашин С. «Народный суфизм в современной Средней Азии // Исламские ценности и центральноазиатские реалии.-Ташкент, ИФЕАК, 2004.-С. 1-11.

Житинев С. Ю. Религиозное паломничество: межкультурные коммуникации и цивилизационный контекст. Дисс... канд. культуралогии. Гос. акад. Славян культуры.- Москва, 2011.-186 с.

Калужникова Е. А. Паломничество как ритуаль: сущность и культурно- исторические типы. Дисс... канд культуралогии..-Екатеренбург, 2007.-167 с.

Сызранов А. В. Культ мусульманских святых в Астраханском крае // Этнографическое обозрение.-2006.№2.-С. 127-143.

DeWeese D. Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tiikles and Conversion to Islam in Historical and Epic Tradition. Pennsilvania, 1994. Pp.73-78.

David W. Montgomery, John Heathershaw. Islam, secularism and danger: a reconsideration of the link between religiosity, radicalism and rebellion in Central Asia // Religion, State & Society2016. 44:3, pp. 192-218.

Mehdi Ebadi. Shrine Pilgrimage (Ziyarat) in Turco-Iranian Cultural Regions // хInternational Journal of Religious Tхourism and Pilgrimage: Vol. 4: Iss. 1, Article 7. Volume 4(I)-2016. pp. 70-77.

Timur Dadabaev. Religiosity and Soviet ‘modernisation’ in Central Asia: locating religious traditions and rituals in recollections of antireligious policies in Uzbekistan // Religion, State and Society, - 2014. 42:4, pp. 328-353.

Abramson D., Karimov E. Sacred Sites, Profane Ideologies: Religious Pilgrimage and the Uzbek State. Eds. Sahadeo, Jeff, Russell Zanca. // Everyday Life in Central Asia Past and Present. Bloomington: Indiana University Press, 2007. pp. 319-338. 61.Djuraeva, SN, Alimova, MF, Mubarak, A., Mukhamadiev, NE, & Djuraev, AM (2023).

Historiographical Analysis of Tashkent-Medieval Religious Architectural Monuments. Journal of Law and Sustainable Development, 11(12), e2693- e2693.

Djuraeva, SN (2022). Geographical Location And Architecture Of Shrines Formed In The Surkhan Oasis In The IX-XII Centuries. Journal of Pharmaceutical Adverse Outcomes, 5188-5194.

Djuraeva, SN (2022, December). HISTORY OF KHOJA HASAN ILGORI, KHOJAIPOK AND KHOJAMAIKHANA SHRINES IN SURKHAN OASIS. In International Scientific and Current Research Conferences (pp. 86-90).

Djuraeva, S., & Rakhimdjanov, D. (2021). Tourism Development In Mountainous Places Of Surkhandarya Region. Turkish Online Journal of Qualitative Inquiry, 12(6).

Загрузки

Опубликован

2024-11-09