PALEOASIAN ASTROMYTHOLOGICAL PLOTS IN UZBEK FOLKLORE
Keywords:
myth, astromythology, paleoasian mythology, petroglyph, mythological plot, motive, image, cosmogonic mythAbstract
The article analyzes the ancient astromythological images and plots reflected in the
monuments of the artistic culture of the Paleolithic. On the basis of a comparative historical study, the
echoes of the plots of the Paleo-Asian epic, preserved in Uzbek folklore, have been revealed
References
Литературы
Андреев М. С. Материалы по этнографии иранских племён Средней Азии. Ишкашим и
Вахан//Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 9. – М., 1911. – С. 35-36.
Евсюков В. В. Древнеиндийский миф о затмениях и его типологические соответ-ствия
в фольклоре тюрко-монгольских народов // Традиционные верования и быт народов Сибири. –
Новосибирск: Наука, 1987. – С. 30-31.
Катанов Н. Ф. Поездка к карагасам в 1890 г. – СПб., 1891. – С. 89.
Каташ С. С. Жанровая специфика алтайских мифов, легенд и преданий (к проблеме
терминологии и классификации)// Фольклорное наследиенародов Сибири и Дальнего Востока. – Горно-Алтайск. –1988. – С. 69.
Короглы X. Г. Мифы, легенды и предании народов Сибири (к проблеме взаимо-связей)//
Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. – Горно-Алтайск, 1988. – С. 93.
Ларичев В. Е. Космогонические фигуры и знаковые тексты Игнатиевской пеще-ры:
“Дальный зал” (календарно-астрономические циклы и персонажы астральной мифологии в искусстве палеолита Южного Урала) // Сборник в честь 100-летию со дня рождения М. А.
Лавреньева. – Новосибирск. 2002. – С. 17.
Ликошин Н. Лунное затмение 23 октября // Туркестанские ведомости. ‒ Ташкент, 1892.
‒ №4. – С. 4.
Литвинский Б. А. Семантика древних верований памирцев и язгулямцев //Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. – М.: Наука, 1981. – С. 93.
Окладников А. П., Запорожская В. Д. Ленские писаницы. – М. -Л., 1959. – С. 58 (табл. XXVI, рис.
; Окладников А. П. Олень золотые рога. – М. -Л.: Наука, 1974. – С. 82; Ларичев В. Е. Сотворение Вселенной: луна, солнце и небесный дракон. – Новосибирск, 1993. – С. 92-97.
Окладникова Е. А. Наскальные рисунки в долины р. Дялангаш (Горный Алтай) // Первобытное искусство. – Новосибирск: Наука, 1976. – С. 95-96
Оймомада аждаҳо (Дракон на луне) / Узбекская народная фантастика. Т. 1. – Таш-кент, 1983. ‒ С. 33-49 (наузбекскомязыке).
Полевые материалы автора. Записан 1991 году по рассказу С. Хонназарова, про-живающего в Самаркандской области.
Потанин Г. Н. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. ‒ М., 1899. – С.
-754
Потанин Г. Н. Очерки северо-западной Монголии. Вып. IV. – СПб., 1883. – С. 127.
Рыбаков Б. А. Язычество древных славян. – Л.: Наука, 1981. – С. 584.
Тайлор Э. Б. Первобытная культура. – М.: Политиздат, 1990. – С. 157-158.
Тёмкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. – М.: Наука, 1982. – С. 63-66.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. – Новосибирск: Наука, 1983. – С. 35.
Шаракшинова Н. О. Мифы бурят. – Иркутск: Бурятское книжное издательство, 1980.
–С. 46.